МБДОУ "ТЕРЕМОК" 
Суббота, 27.04.2024, 07:41 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Группа оздоровительной направленности в ДОУ.

С 1 декабря 2022 года в ДОУ открыта разновозрастная группа оздоровительной направленности для часто болеющих детей от 1 до 4 лет.

Актуальность

Согласно  законодательства РФ об образовании и ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Так же на основании законодательства РФ об образовании в учреждении группы могут иметь различную направленность: общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную и оздоровительную направленность.

Группа оздоровительной направленности создаётся для часто болеющих детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса оздоровительных мероприятий.

Общая статистика по нашему детскому саду говорит о том, что из 47 детей, посещающих наше дошкольное учреждение: Часто болеющие дети - около 20 человек (50%). Как правило, это дети  раннего возраста до 3 лет. И с каждым годом этот перевес становиться всё заметнее и заметнее.

Неблагоприятная эпидемиологическая ситуация с 2019 по 2021 годы (мировое распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19), в первую очередь, в отношении болезней органов дыхания побудила нас искать новые методы профилактики и оздоровления детей. Именно это и подтолкнуло нас на открытие оздоровительной группы в ДОУ, надеемся, что комплекс оздоровительных мероприятий может решить проблему оздоровления детей.

Цель оздоровительной группы:

Укрепление и сохранение здоровья детей.

Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья

Задачи:
  • Профилактика острых респираторных заболеваний у детей со сниженной  резистентностью.
  • Повышение иммунитета специфическими и неспецифическими методами.
  • Интеллектуальное и личностное развитие детей с учётом индивидуальных особенностей.
  • Просветительская работа с родителями с целью повышения их роли в профилактической работе по оздоровлению своих детей.
Ожидаемый результат:

1. Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального.

2. Осуществление здороьесберегающей организации воспитательного процесса.

3. Апробация и внедрение в практику работы ДОУ развивающих оздоровительных технологий с учётом уровня здоровья, способностей детей.

4. Снижение заболеваемости у детей на 3 %.

5. Отсутствие травматизма.

6. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

7. Обеспечение статистического учёта, контроля и анализа на всех уровнях.

8. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

9. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья детей.

Гипотеза

Образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги будут работать в рамках единой комплексной оздоровительно-развивающей среды.

Обязательные мероприятия в оздоровительной группе:
  • создание оптимальных санитарно-гигиенических условий;
  • организация периода адаптации на основе системы комплексной реабилитации и постоянного мониторинга состояния здоровья и поведения детей;
  • обеспечение индивидуального щадящего режима за счет рациональной регламентации деятельности, объема, интенсивности и содержания деятельности, создания для ребенка условий психологического комфорта;
  • рациональное питание с обогащением пищи витаминами, прием поливитаминов, фитонцидов;
  • обеспечение оптимальных методов закаливания: рационального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, достаточное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна;
  • галотерапия (соляные лампы);
  • физическое воспитание в объеме программы по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений с обеспечением индивидуального подхода и соблюдением необходимой дозировки при выполнении физических упражнений в зависимости от состояния здоровья детей; использование элементов дыхательной гимнастики при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий,  физических упражнений после дневного сна; обязательное включение физических упражнений с произношением звуков и слогов на выдохе и вдохе, дыхание носом.
Документация

1.Положение о группе оздоровительной направленности - Файл

2. Оздоровительная программа «Здоровый малыш» группы раннего возраста - Файл

3.  План оздоровительной работы в группе раннего возраста ДОУ «Теремок» с. Б. Хомутец на 2022-2023 учебный год - Файл

4. Оздоровительная программа для часто болеющих детей На 2023-2024 учебный год ДОУ «Теремок» с. Б. Хомутец -Файл

Галотерапия

1. Соляная лампа, как метод профилактики простудных заболеваний

2. Увлажнитель воздуха

Поэтапная работа по внедрению оздоровительной группы в ДОУ в 2022-2023 году

Первый этап: « Диагностико-прогностический» 

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Второй этап:  «Практический»

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Третий этап: « Обобщающий»

Последний этап: «Диагностико-прогностический» 

 

Отчёт по работе группы оздоровительной направленности на конец учебного года

на 01.06.2023 год

                           Документ

   

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды. С 1 декабря  2022 г. функционирует разновозрастная группа оздоровительной направленности для детей от 1до 4 лет.

Обширная профилактическая работа включает в себя:

  • облегченную одежду для детей в детском саду
  • соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.
  • соблюдение температурного режима в течение дня
  • дыхательную гимнастику после сна
  • мытье прохладной водой рук по локоть
  • правильную организацию прогулки и ее длительность
  • неспецифическую профилактику респираторных заболеваний(фитотерапия и отвары шиповника).
  • Во время адаптационного периода для детей создается  щадящий режим:

    

  В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

  • сокращенный день для малыша
  • присутствие мамы в группе
  • повышенное внимание со стороны персонала группы.

​Элементы медико-профилактической технологии

  • организация мониторинга здоровья дошкольников
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
  • физического развития дошкольников,
  • закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

      

Элементы физкультурно-оздоровительной технологии

  • развитие физических качеств, двигательной активности
  • становление физической культуры дошкольников,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

     

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Точечный массаж
  5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
  6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  7. Пальчиковая гимнастика
  8. Полоскание горла, 
  9. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
  10. Профилактические прививки
  11. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  12. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  13. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  14. Физкультминутки /ежедневно/
  15. Подвижные игры /ежедневно/
  16. Прогулки /в теплое время года/
  17. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с патронажной медицинской сестрой, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды образовательной деятельности, среди которых преобладают:

  • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
  • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
  • занятия-тренировки основных видов движений;

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.

Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Для того, чтобы дети не перегревались и не простужались, необходим правильный подбор одежды в соответствии с состоянием здоровья и погодными условиями, выход на прогулку подгруппами, регулирование ее длительности в зависимости от сезона, возраста детей и их здоровья.

Воспитатель делает подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;

  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.

Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (положение из Программы) копия файла
Договор на медицинское обслуживание учащихся ДОУ копия файла

 

Об условиях охраны здоровья воспитанников ДОУ и их безопасности: смотрите здесь (ссылка)