Группа оздоровительной направленности в ДОУ.
С 1 декабря 2022 года в ДОУ открыта разновозрастная группа оздоровительной направленности для часто болеющих детей от 1 до 4 лет.
Актуальность |
Согласно законодательства РФ об образовании и ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Так же на основании законодательства РФ об образовании в учреждении группы могут иметь различную направленность: общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную и оздоровительную направленность. Группа оздоровительной направленности создаётся для часто болеющих детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса оздоровительных мероприятий. Общая статистика по нашему детскому саду говорит о том, что из 47 детей, посещающих наше дошкольное учреждение: Часто болеющие дети - около 20 человек (50%). Как правило, это дети раннего возраста до 3 лет. И с каждым годом этот перевес становиться всё заметнее и заметнее. Неблагоприятная эпидемиологическая ситуация с 2019 по 2021 годы (мировое распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19), в первую очередь, в отношении болезней органов дыхания побудила нас искать новые методы профилактики и оздоровления детей. Именно это и подтолкнуло нас на открытие оздоровительной группы в ДОУ, надеемся, что комплекс оздоровительных мероприятий может решить проблему оздоровления детей. |
Цель оздоровительной группы: |
Укрепление и сохранение здоровья детей. Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья |
Задачи: |
|
Ожидаемый результат: |
1. Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального. 2. Осуществление здороьесберегающей организации воспитательного процесса. 3. Апробация и внедрение в практику работы ДОУ развивающих оздоровительных технологий с учётом уровня здоровья, способностей детей. 4. Снижение заболеваемости у детей на 3 %. 5. Отсутствие травматизма. 6. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья. 7. Обеспечение статистического учёта, контроля и анализа на всех уровнях. 8. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода. 9. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья детей. |
Гипотеза |
Образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги будут работать в рамках единой комплексной оздоровительно-развивающей среды. |
Обязательные мероприятия в оздоровительной группе: |
|
Документация |
1.Положение о группе оздоровительной направленности - Файл 2. Оздоровительная программа «Здоровый малыш» группы раннего возраста - Файл 4. Оздоровительная программа для часто болеющих детей На 2023-2024 учебный год ДОУ «Теремок» с. Б. Хомутец -Файл |
Галотерапия |
1. Соляная лампа, как метод профилактики простудных заболеваний
|
Поэтапная работа по внедрению оздоровительной группы в ДОУ в 2022-2023 году |
Первый этап: « Диагностико-прогностический» Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей. Второй этап: «Практический» Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Третий этап: « Обобщающий» Последний этап: «Диагностико-прогностический» |
Отчёт по работе группы оздоровительной направленности на конец учебного года
на 01.06.2023 год | |
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей значение имеют:
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
- Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- Уважительное отношение к результатам детского творчества;
- Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
- Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды. С 1 декабря 2022 г. функционирует разновозрастная группа оздоровительной направленности для детей от 1до 4 лет.
Обширная профилактическая работа включает в себя:
- облегченную одежду для детей в детском саду
- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.
- соблюдение температурного режима в течение дня
- дыхательную гимнастику после сна
- мытье прохладной водой рук по локоть
- правильную организацию прогулки и ее длительность
- неспецифическую профилактику респираторных заболеваний(фитотерапия и отвары шиповника).
- Во время адаптационного периода для детей создается щадящий режим:
В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
- сокращенный день для малыша
- присутствие мамы в группе
- повышенное внимание со стороны персонала группы.
Элементы медико-профилактической технологии
- организация мониторинга здоровья дошкольников
- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
- физического развития дошкольников,
- закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Элементы физкультурно-оздоровительной технологии
- развитие физических качеств, двигательной активности
- становление физической культуры дошкольников,
- дыхательная гимнастика,
- массаж и самомассаж,
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:
- Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
- Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
- Дыхательная гимнастика
- Точечный массаж
- Воздушные ванны /перед сном, после сна/
- Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
- Пальчиковая гимнастика
- Полоскание горла,
- Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
- Профилактические прививки
- Закаливание солнцем, водой /в летний период/
- Профилактика плоскостопия /ежедневно/
- Профилактика осанки детей /ежедневно/
- Физкультминутки /ежедневно/
- Подвижные игры /ежедневно/
- Прогулки /в теплое время года/
- Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с патронажной медицинской сестрой, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.
В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды образовательной деятельности, среди которых преобладают:
- сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
- занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
- занятия-тренировки основных видов движений;
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.
Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Для того, чтобы дети не перегревались и не простужались, необходим правильный подбор одежды в соответствии с состоянием здоровья и погодными условиями, выход на прогулку подгруппами, регулирование ее длительности в зависимости от сезона, возраста детей и их здоровья.
Воспитатель делает подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
- оборудование физкультурного уголка;
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (положение из Программы) | копия файла |
Договор на медицинское обслуживание учащихся ДОУ | копия файла |
Об условиях охраны здоровья воспитанников ДОУ и их безопасности: смотрите здесь (ссылка)